Пол Джейкуэйз – как правильно выбрать компанию

(Paul Jaquays), id Software

Пол Джейкуэйз, дизайнер уровней из прославленной id Software, а равно весьма заслуженный ветеран игровой индустрии, отдавший ей почти 24 года, с отеческой улыбкой на устах напоминает молодым и зеленым соискателям вакансий, что их ждет адова работа, и никаких гарантий того, что о них каждый день будут писать в газетах.

Из каждых десяти тысяч мальчишек и девчонок, мечтающих профессионально заниматься компьютерными играми, лишь немногие смогут стать настоящими асами. Еще меньше пробьются в звезды, даже в своей узкой области.

Как же узнать, ваше это или не ваше?

Еще раз оцените себя критически, говорит Пол, и честно ответьте на следующие вопросы:

• Есть ли у вас сильное стремление создавать игры?

• Вам больше нравится делать игры или играть в них?

• Нравится ли вам решать сложные проблемы каждый день?

• Готовы ли вы посвятить себя профессии, в которой ваш рабочий день будет длиннее, а иногда и значительно длиннее, чем у других?

• Обладаете ли вы творческими способностями в нескольких областях?

• Понимают ли ваши близкие, насколько ваша жизнь будет поглощена работой (и смогут ли они с этим смириться)?

Надо ли говорить, что единственным подходящим ответом на все эти вопросы должно быть категорическое «да».

У Пола, сотрудника одной из самых престижных игровых компаний этой планеты, часто спрашивают, какая подготовка нужна для работы в этой отрасли. И каков же ответ? «Разнообразная», - отвечает он.

Подходящий кандидат должен проявить разнообразные таланты и навыки. Предъявляемый нами список включает способности (но не ограничивается ими!) к сочинению сюжета, художественному оформлению 2D-текстур, 3D-моделированию, разработке персонажей, дизайну уровней, написанию сценария игры и диалогов, созданию музыкальных и звуковых эффектов, программированию, руководству проектом и коммерческой подготовке. Сосредоточьтесь на чем-нибудь одном, но старайтесь овладеть и другими полезными навыками - как уж получится. Наиболее ценные члены команды - это те, кто может работать по многим направлениям и выполнять сразу несколько функций.

Опыт - это прекрасно, но Пол Джейкуэйз настоятельно рекомендует учиться - где только можно, чтобы развить свои навыки.

Наниматели ищут обладателей творческих способностей, но на самом деле им необходимы не просто творческие люди, а люди с техническими навыками, позволяющими реализовать эти способности. Если вы хотите заниматься сочинительством, вам следует учиться литературному мастерству, а также, что немаловажно, машинописи. Если вы хотите заниматься художественным оформлением игры, поступите на курсы изобразительного искусства (и не важно, что они не будут иметь ничего общего с компьютерами). Если вы хотите создавать уровни трехмерной игры, в обязательном порядке пройдите курсы обучения компьютерной графике. Хотите сочинять музыку? Играйте в ансамбле!

Возвращаясь к пункту о необходимости приобретения нескольких профессий, Пол Джейкуэйз настойчиво повторяет, что даже если у вас нет навыков работы по всем перечисленным выше специальностям, вам все равно следует учиться тому, в чем вы слабы. «Ведь вам придется говорить с коллегами по будущей команде на одном языке, уверенно разбираться в том, что они делают».

Пол напоминает, что если вы рассчитываете на собеседование о приеме на работу, то должны быть полностью к нему готовы: «Держите под рукой отпечатанное резюме (в нескольких экземплярах) и презентацию вашего лучшего творения, чтобы выслать их нанимателю по первому требованию». В случае необходимости воспользуйтесь курьерской почтой, дабы предоставить любые запрошенные материалы о себе уже на следующий день.

Предположим, у вас есть прирожденные способности, дополненные соответствующим образованием. Когда следует начинать стучаться в двери? Пол ответил на это следующим образом:

Не ждите от потенциального работодателя немедленного признания ваших талантов. Сначала наберитесь опыта. Обычно это любительский опыт участия в некоммерческих переработках существующих игр. Отнеситесь к такому проекту так, будто он коммерческий. Продемонстрируйте, что вам по плечу профессиональная работа и, что самое важное, закончите свою часть проекта в точно установленный срок.

Если вы утвердились во мнении, что это ОНО, то, чем вам хотелось бы зарабатывать себе на жизнь, то что же - надо бросать все и тут же переключаться на разработку игр? «Как бы не так»,- говорит Пол Джейкуэйз.

Не спешите уходить со своей постоянной работы. Это важный момент. По всей вероятности, вы потратите много времени, обивая пороги. Даже если вы живете у родителей и не платите за жилье, вам будет необходим приличный компьютер.

Каждый мечтает о популярности. Но, по правде говоря, большинство людей, работающих в этой отрасли, не видят своих фотографий в Newsweek и своих цитат в Rolling Stone. У них нет дорогих спортивных автомобилей, они не могут позволить себе то и дело отдыхать на заморских тропических островах. Конечно, мечтать об этом не вредно, но вряд ли вы с самого начала окажетесь наверху или даже где-нибудь в середине. Индустрия кишит рассказами о быстром успехе, но большинству звезд пришлось пройти все ступени, начав с самой нижней. Это не значит, что вам не следует метить высоко только потому, что я все это сказал. От попытки устроиться в известную компанию от вас не убудет, но надо четко понимать, что эти компании успешны в том числе и потому, что берут на работу только опытных людей.