Композитор Майкл Лэнд

(Michael Land), LucasArts

Майкл Лэнд является руководителем отдела звукового сопровождения и членом музыкальной команды одной из самых знаменитых компаний, разрабатывающих и издающих игры. Он сочинил музыку для целого ряда популярных игр середины 90-х годов, в их числе серия Monkey Island, X- Wing, TIE Fighter, The Dig, Day of the Tentacle. Когда Майкла попросили выделить три основных момента, о которых следует помнить музыкантам, пишущим музыку для игр, он дал следующий исчерпывающий ответ.

Играйте!

Это довольно очевидно, но так легко пренебречь этим, если вы спешите и в голове у вас «список пожеланий» в качестве плана работы. Запомните, кто бы ни подошел к вам с таким списком, он, по-видимому, не композитор. Хотя список пожеланий с описаниями игры задает главное направление для начала работы, практическое знакомство с самой игрой ничем заменить нельзя. Даже подглядывать из-за чужого плеча, хотя и лучше, чем ничего, далеко не так эффективно, как самому погрузиться в процесс взаимодействия с игрой. Вы не только сможете дополнить свой список так, чтобы лучше отразить интерактивную структуру игры, но, что еще более важно, опыт непосредственного общения с игрой неуловимым образом даст вам почувствовать, какую музыку надо написать, чтобы усилить впечатления игрока. И как только ваша музыка попадет в игру, тут же возвращайтесь к компьютеру - играйте и смотрите, как она звучит. Если понадобится что-то изменить - вы поймете это гораздо быстрее, чем если бы работали над музыкой отдельно от игры.

Аудитория - это «игрок», а не «слушатель» или «зритель»

Помните, что музыка пишется для усиления интерактивного воздействия, поэтому, какой бы прекрасной она ни была, нужно убедиться, что она хорошо вписывается в нелинейный интерактивный мир игры. Музыкальные приемы (повторы, закольцованные фрагменты, модуляции и т.д.), применяемые в интерактивной музыке, могут как мешать, так и помогать игроку. В окончательном варианте ваша музыка будет звучать гораздо лучше, если вы отнесетесь к этим проблемам как к творческой задаче, которую нужно не просто каким-то образом решить, но и усилить при этом воздействие на игрока. Начните с создания схемы взаимодействия отдельных музыкальных фрагментов между собой. Затем при написании каждого отдельного фрагмента проверьте, что он хорошо сочетается с соседними отрывками.

Изучайте используемую технологию

Необходимо четкое понимание программных и аппаратных возможностей музыкального сопровождения игры и имеющихся ограничений. Выясните, в каком виде нужно представить работу: формат данных, разрешение, допустимый объем на диске и т.д. Существует множество вариантов технического обеспечения, и в большинстве случаев от выбора того или иного решения зависят условия вашего творчества. В начале проекта не все варианты четко определены, поэтому чем раньше и глубже вы погрузитесь в технические вопросы, тем легче вам будет контролировать последующий процесс. Основной вопрос, который обязательно встает в самом начале работы, - формат звуковых данных (MIDI, Redbook, DLS и т.д.). При выборе любого из этих форматов сразу возникает цепочка дополнительных вопросов, касающихся конкретных деталей (за исключением, может быть, формата Redbook). Чем глубже вы все это проработаете, тем эффективней сможете использовать преимущества выбранной технологии и избежать проблем, связанных с ее ограничениями.

Когда Майкла попросили рассказать о том, откуда взялись идеи для классических саундтреков LucasArts, и спросили, почему его компания уделяет музыке так много внимания по сравнению с другими производителями игр, он ответил:

Источников вдохновения для написания звукового сопровождения много. Если перечислять в произвольном порядке, то это прекрасные сюжеты и чудесные персонажи в играх LucasArts, увлечение классическими кинофильмами и киномузыкой, творческая и пробуждающая воображение интуиция дизайнеров игр, глубокая любовь к различным музыкальным стилям, обстановка сотрудничества и соперничества трех композиторов, работающих в компании почти десять лет.